публикация в прессе

За рубеж за образованием

Мудрый родитель понимает, что самое лучшее, что он может сделать для ребёнка – это дать блестящее образование
Детям хочется дать всё самое лучшее. Мудрый родитель понимает, что самое лучшее, что он может сделать для ребёнка – это дать блестящее образование, поэтому, выбирая где учиться: в какой школе, в России или за рубежом, заботливые мамы ипапы испытывают немало терзаний. И не зря: в этом вопросе ошибиться не хочется.
Российское образование по качеству не соответствует современным требованиям – это факт. Взять хотя бы изучение английского: человек учит его больше десяти лет, и в школе и в вузе, и вроде медаль золотая, и диплом красный, – а он двух слов потом связать не может. Если цель – просто изучение иностранного языка, тогда всё равно куда отправлять ребёнка. Есть программы обмена, например, в США, где дети учатся в обычной школе, живут в семье. Это отличный вариант для получения fluent english, но годичное обучение там значит, что учебный год в России будет потерян. Поэтому разумно оправлять ребёнка либо на один семестр, либо на лето. Можно использовать такой вариант как переходный период перед учёбой на постоянной основе, либо чтобы просто попробовать.

Для тех, кто хочет и там попробовать и здесь не потерять, есть вариант обучения, когда ребёнок учится в Англии и учебный год в России при этом не пропускает. Одна из английских школ предлагает программу, одобренную нашим Министерством образования. Параллельно изучаются предметы, необходимые по российской программе, и предметы, соответствующие британскому образованию на английском языке. Таким образом можно в любой момент вернуться в Россию, не выбившись из программы, а если всё пойдёт хорошо – закончить школу, получив сразу два документа об окончании, и российский и европейский.
Ценность европейского образования не только в самом образовании, но и в формировании у человека правильных жизненных установок на совершенствование своих знаний, самореализацию, ну и конечно же, в окружении.
Вообще, то, что школа где-то в Европе, ещё ни о чём не говорит. Помещая ребёнка в школу в Англии или Швейцарии, необходимо понимать, какой процент русскоязычных детей там учится. Если ребёнок попадает в окружение русских избалованных деток, необходимость в общении на иностранном языке быстро отпадает, но что ещё хуже, приоритеты остаются на уровне «красиво нарядиться» и «посидеть Вконтакте». Ценность же европейского образования не только в самом образовании, но и в формировании у человека правильных жизненных установок на совершенствование своих знаний, самореализацию, ну и конечно же, в окружении. А если вокруг такая же «ярмарка тщеславия», как была в московской частной школе, эффект от перемещения за рубеж может оказаться нулевым.

По этой же причине не вижу смысла отправлять детей на учёбу в русские школы-пансионы, например, на Мальту. Да, условия прекрасные, море, климат и всё такое. Но пользы для изучения языка – не больше чем от посещения пионерского лагеря «Артек». Между собой они, конечно, передружатся, но до английского языка дело не дойдёт. Также бессмысленно ехать по программам типа «Американские университеты» в Венгрию, Чехословакию или Грецию. На эту удочку попадают те, кто хочет сэкономить: ведь в Венгрии, понятно, дешевле. Но и результат пропорционален. Более того, это полный аналог программ, которые есть и у нас в России.
Условия проживания в школах Англии, мягко говоря, не пятизвёздочные, а напротив, весьма спартанские. Поэтому деткам, которые «в роскоши с пелёнок» и привыкли путешествовать с комфортом, там может не понравиться. В швейцарских школах ситуация чуть лучше, но тоже далеко не Ritz, и даже не Holiday Inn. Дети могут жить по 4–6 человек в комнате в многонациональных коллективах, что на самом деле очень полезно: все из разных культур, учатся дружить, сосуществовать друг с другом, привыкают, что мир очень разнообразен и все люди разные. У старшеклассников могут быть привилегии: своя комнатка размером два на полтора, куда помещаются кровать и стол. Однако бытовые лишения ещё никого не испортили. Более того, познав «как оно бывает», дети больше ценят то, что осталось дома и тех, кто остался дома. Кто чей папа здесь не так актуально. Поскольку папы и мамы у всех далеко, становится важно, кто ты сам, на что способен в отрыве от свиты из домработниц, гувернанток, нянь и водителей, которыми маленький барин или барыня погоняет, как русской тройкой лошадей. Только без иллюзий: поскольку среда, в которую попадают дети, очень конкурентная, приживаются за рубежом далеко не все – одни вливаются, другие просятся назад, под мамино крыло.
Рейтинги европейских школ и наших зависят от разных вещей:
  • В первом случае основной показатель – количество детей, ежегодно поступающих в элитные университеты мира,
  • Во втором – прекрасный ремонт, бассейн и повар из мишленовского ресторана.
Надо понимать, что став по менталитету полноценными иностранцами, дети могут не вернутся в Россию. У человека там родина, где ему хорошо, и нет никакой связи между деревом «берёза» и таинственной русской душой. Когда человеку плохо в другой стране, этому есть только одна причина – он не смог адаптироваться. Но если у вас отличное образование и вы свободно говорите на нескольких языках, вам везде хорошо. Так что проблема эмигрантов – это не проблема берёзок, а проблема неспособности говорить с людьми на равных.
Если вы хотите отправить ребёнка за границу, чтобы там его исправили, чтобы он стал самостоятельным, воспитанным и добрым – не фантазируйте. Европейское образование – не исправительная система. Для одного отдаление от дома пойдёт на пользу, для другого – обострит старые проблемы. Если в характере юного создания есть «нюансы», их надо решать самим, не перекладывая на иностранных учителей. Если в ребёнка не инвестировать время, вложенными в него деньгами это не компенсировать.